Lingolette ist ein GPT-gestützter KI-Sprachtutor. Tauchen Sie in eine unbegrenzte Auswahl an faszinierenden Themen ein, indem Sie sich schriftlich oder mündlich mit realistische Stimmen austauschen.
Как узнать об отношении граждан России к войне, не спрашивая про войну?
Вы все видели социологические опросы, по которым выходит, что подавляющее большинство россиян вполне поддерживают путинскую агрессию против Украины. И мы много раз говорили о том, почему на эти цифры нельзя ориентироваться: люди просто очень запуганы, отказываются говорить с социологами, или не говорят им правду.
На эти нельзя, а на какие можно? Как можно что-то узнать о настроениях россиян социологическими методами, если напрямую спрашивать про войну ни в коем случае нельзя? Социологическая служба ФБК посвятила очередной опрос чисто экономическим вопросам, но через призму ответов на эти вопросы многое становится ясно. Давайте посмотрим вместе.
В Украине с 2014 года действует дополнительный «военный сбор» — добавка в 1.5% к подоходному налогу, которая направляется на модернизацию Вооруженных сил Украины. (Результаты модернизации налицо, ВСУ в 2022 и 2014 годах — это небо и земля).
В нашем вопросе мы не предлагаем россиянам заплатить дополнительный налог; не предлагаем отдать свои деньги. Нет, вопрос всего лишь о том, куда направить некие «дополнительные бюджетные доходы». И что же мы видим?
24 часа в день, 7 дней в неделю пропаганда по телеку говорит: нам противостоит весь мир, Россия ведет священную войну со всем огромным блоком НАТО, который угрожает разогнуть все скрепы великой российской цивилизации.
Путинские пропагандисты называют происходящее Третьей Мировой, в которой России противостоит весь мир. Но «покупают» ли россияне эту риторику? Очевидно, нет: лишь 7% опрошенных считают, что дополнительные деньги надо тратить на войну.
И понятно, почему так происходит. Дело в ужасающей нищете, которая и является главным итогом 22 лет путинского правления. Цифры говорят сами за себя:
У половины наших сограждан нет вообще никаких сбережений. Совсем. И лишь у 18% — меньше, чем у пятой части — есть финансовая подушка достаточная, чтобы спокойно пережить, например, потерю работы или иного источника доходов. А риск этот весьма реален:
Почти у четверти опрошенных кто-то в их окружении потерял работу в последние три месяца, после начала войны. Понятно, что это не прибавляет уверенности в завтрашнем дне.
Это заставляет отказываться от планов и менять нынешний, и без того очень скромный образ жизни:
Почти треть опрошенных из-за войны уже отказалась от крупных покупок. И ведь не сказать, что и до войны россияне могли их себе позволить:
80% российских семей не планируют за год ни одной крупной покупки. Это называется: НИ-ЩЕ-ТА. Вот главное слово, которое определяет Россию в 2022 году, и которое характеризует также и подлинное отношение россиян к войне. Им эта война не нужна. Им нужно лучше жить.
Но они прекрасно понимают, что из-за путинской войны они будут жить только хуже и хуже:
Динамика пессимизма в ожиданиях обычных людей весьма впечатляет. Всего за месяц почти на 10 процентных пунктов увеличилось количество тех, кто не ждет ничего хорошего от экономических перспектив России в условиях санкций. И будет хуже.